Казахстан, г. Алматы
ул.Назарбаева 174
ПН-СБ: 10:00-19:00
8727 327-36-22
8747 677-10-02

Статьи

Как делать логопедический массаж?


Как делать логопедический массаж?                               

  Автор: специалист реабилитолог Мирзаев Расим

 

Что такое логопедический массаж?

В современном мире случаи речевых дефектов не являются редкостью. Если причина стоит не механическая, которую устраняет ЛОР, а именно в мышцах (гипотонус или гипертонус), то здесь нужна специальная методика лечения и одна из них – логопедический массаж, в качестве основного или дополнительного метода. Он может проводиться вместе с пассивной, активной или смешанной гимнастикой. К примеру, при коррекции речевого дыхания или голоса (и других отклонений от нормы) уместно будет совмещать с логопедическими и расслабляющими упражнениями. Посредством этого воздействия на артикуляционные мышцы (которые принимают участие в образовании речи), повышается частотность голоса, происходит улучшение дыхания при разговоре, прикус (сопоставление нижнего и верхнего ряда зубов относительно друг друга) приходит в норму. Желательно за лечение браться как можно раньше, и это касается не только детей, но и людей старшего возраста. 

Физиологическое воздействие. Кожа лица весьма чувствительна к различным воздействиям, потому что обильно снабжено нервными окончаниями (а так же лимфатическими и кровеносными сосудами). За счёт этого образована тесная взаимосвязь между состоянием лица, которое формируется при массаже и ответной реакцией, отражающейся на самочувствии и настроении человека. Изменения, возникающие в этом процессе, иррадиируют из капилляров во всю кровеносную систему. Это связано с тем, что капиллярная система – это область расположения рецепторов сосудистой системе. В итоге интенсивные движения ускоряют циркуляцию крови и отток венозной крови от тканей, а так же стимулирует работу лимфатических сосудов. Заметно меняется состояние мышечных волокон: становятся более эластичными, повышается выносливость, и быстрее восстанавливаются после нагрузки.

Обязательные условия проведения любых процедур:

ü  Гигиенические требования;

ü  Перед началом сеанса надо провести проветривание;

ü  Комфортные условия;

ü  Недопустимы болевые ощущения.

 

Какова длительность? Она сугубо зависима от индивидуальных показателей. Курс составляет от 10 до 30 дней, ежедневно. Первые сеансы начинают обычно с 1-2 минут, постепенно увеличивая до 15-25. А вообще, существует возрастная схема:

ü  С рождения и до 3 лет продолжительность около 10 минут;

ü  С 4 лет до 7 - 15 минут;

ü  С 7 до 10 лет – 25 минут.

Основные виды:

      Ручной (классический) – в процессе может применяться зубная щетка, соска или шпатель, либо просто мануальное воздействие. Приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Проводится независимо от рефлекторного воздействия, вблизи или на самом повреждённом участке.

      Точечный – существуют специальные точки «активные», которые взаимосвязаны с  нарушениями в зонах речи головного мозга. Цель: стимуляция или релаксация.

      Аппаратный – используются различные виброаппараты, вакуумные приборы.

      Зондовой – проводится при помощи специальноразработанных зондов. Ещё этот вид называют  «по методу Е.В.Новиковой».

      Самомассаж – действия, когда пациент делает их самостоятельно. Например, массирование лица руками, массаж языка зубами (цель: протиснуть язык между сомкнутыми зубами).

Метод Е.В.Новиковой, как правило, действенен при дизартрии. Зонды, которые для процедуры были разработаны этим логопедом, составляют комплект из 8 вспомогательных приспособлений.

Данный метод с зондами возможно использовать в домашних условиях при исполнении того, что родители ребёнка были обучены этому на специальных обучающих курсах. Если же после данных курсов остались сомнения по правильности понятой Вами техники, то необходимо получить на них ответы у специалиста, ни в коем случае не ставьте экспериментов на чаде. Но это допустимо в крайних случаях или когда родитель уже опытен. В остальном, крайне не желательно заниматься этим самостоятельно, лучше идти к квалифицированному специалисту. Чередование или последовательность применения зондов на те или иные участки решает исключительно логопед. Нельзя допускать причинения боли. А так же не забывайте, что этот метод не проводится детям в возрасте до 6 месяцев.

Чего можно добиться зондовым массажем? – коррекции дыхательных движений при разговоре, нормализации произношения слов и отдельных звуков, усиление тембра и в целом улучшение состояния нервной системы.

Польза:

  • Коррекция и восстановление нормального развития речи ребёнка;
  • Нормализация выделения слюны;
  • Снижение напряжения мышц;
  • Постепенный переход к возникновению произвольных движений.

Как делать  логопедический массаж ложками? Это относительно новый метод терапии. Неоспоримыми плюсами является то, что данный прибор доступен в каждом доме, они просты и безопасны в применении, ложки не должны быть стерильны, ребёнок не будет ощущать боли, так как делает его сам себе. Выполняется под чтение стихов, которые служат ритмом для коррекции или восстановления слуховой слоговой структуры речи. После каждого сеанса ложки следует мыть и помещать в чистый сосуд черенковой стороной кверху. Роль взрослого человека в данной процедуре заключается в чтении стихотворений. В случае, когда хотя бы один из детей не успевает в движениях в ритм стиху, то его чтение замедляется до тех пор, пока все не будут на «одной волне».  Примеров стихотворений множество, которые можно найти на различных сайтах, видео уроках или научной литературе по данному профилю.

Цели:

  1. освоение данной техники до автоматизации;
  2. нужно запомнить название частей ложки;
  3. учиться ориентироваться в пространстве;
  4. упражнения, направленные на обучение синхронной работы обеими руками;
  5. развитие умения выполняться точно и целенаправленно действия с мелкими предметами;

Какая должна быть ложка?

ü  Материал, из которого она изготовлена, не важен;

ü  Размер так же не имеет значения: десертная, кофейная, чайная, столовая и т.д.;

ü  Нужна пара ложек;

ü  Необходимо, чтобы хорошо подлежала обработке и мытью.

 

Аппаратный логопедический массаж. Сейчас всё более популярно его разнообразие, появилось множество различных приспособлений:

  • Разных по форме (например, в форме игрушки);
  • Монолитные, то есть они не имеют съёмной части, но обязательно - вибрирующую;
  • Состоящие непосредственно из   основной части, которая вибрирует и съёмной насадки, функции которых различны;
  • С одноразовыми насадками;
  • Количество насадок в комплекте варьирует от 1 до 7;

Отметим, что весь сеанс проводить при помощи аппарата невозможно, потом что, как правило, обычно данные массажеры имеют вибрационную функцию, а значит, что могут выполнять лишь одно действие.  Если целью является релаксация, то воздействия должны быть непрерывными (6-8 сек), в противном случае – прерывистые воздействия, благодаря чему добьёмся активации.

 

Есть ли противопоказания? Да, есть, ими выступают следующие пункты:

       вирусные простудные болезни;

       судороги;

       инфекции глаз (конъюнктивит);

       венерические заболевания;

       заболевания кожи;

       стоматит, гингивит и т.д.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имя(*):
Комментарий(*):
Код на картинке: This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)
 
Ваш комментарий появится после проверки модератором
 
 

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Новости

Автор: специалист по реабилитологии Лушпа Виктория

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Мырзалиев Сырым Куанышевич

Новорожденный ребёнок подлежит осмотру рядом специалистов, в том числе, для обнаружения врождённых патологий – эту меру необходимо осуществлять как чем раньше – тем лучше, чтобы избежать вероятных усугублений в случае её наличия. К данной категории заболеваний относится атрофия зрительного нерва. Проще говоря, атрофия – процесс отмирания волокон нервов и взамен разрастанием на этом месте соединительной ткани, притом процесс необратим. Бывает, что она может появляться автономно, но стоит отметить, что в этом случае процесс будет являться результатом иных болезней: интоксикация, воспалительные явления головного мозга, заболевания глазного яблока, опухоли, травмы и т.д.  

 

 

 

 

 

 

Поделиться

Поделиться

Яндекс.Метрика