Казахстан, г. Алматы
Тулебаева 80, уг. Айтеке би
ПН-СБ: 10:00-19:00
8727 327-36-22

Контакты

Дельфинотерапия


Дельфины оказывают физическое и психологическое лечение на детей с отставанием в развитии и прочих сопутствующих патологиях, поражающих мозг и нервную систему, а также для взрослых со схожими ситуациями и перенесенными критическими стрессами.

Такое определение нам дают интернет источники провайдеров дельфинотерапии. Но действительно ли дельфины могут лечить человека?

***

Конечно, все мы знаем, что дельфин очень умный, у дельфина намного больше извилин в мозгу, чем у человека. У дельфина много привлекательных и полезных качеств, например, у него гладкое блестящее тело, он может контактировать с людьми не агрессивно, даже без дрессировки, он влияют на наше тело через ультразвук. Дельфин, действительно очень интересный, общение с ним вызывает невероятные положительные эмоции.

Дельфинотерапия является частным видом анималотерапии, в свою очередь анималотерапия подразумевает собой специально организованный психокоррекционные занятия с активным участием животных и взаимодействием с ними. Историческое развитие душевного и телесного лечения через коммуникацию с животными было еще описано греческими философами, Сократ писал: «…общение с лошадьми, езда на лошадях и уход за ними имеет благоприятное влияние на психическое здоровье людей и может использоваться в качестве лечения душевных ран».

***

В современной терапии анималотерапия впервые была использования официально как метод реабилитации в 1792 году в английской больнице для душевно больных. Курс заключался в организации часов свободного посещения двора больницы, куда были привезены домашние животные, кошки, собаки, кролики и прочие. По завершению курса, были отмечены положительные динамики в психическом состоянии пациентов этой лечебницы. Данный опыт был документально зафиксирован и последующим имел популярность среди других больниц и стран. Человеком, который массово внедрил анималотерапию и за счет чего, она стала распространяться на весь мир, был американский психотерапевт Борис Левенсон. Проводя психологические и терапевтические приемы у себя в кабинете, и в те моменты, когда его собака присутствовала в помещении, пациенты вели себя более открыто и диалог складывался быстрее и эффективнее, люди шли на контакт беспрепятственно. После этого Левенсон решил убедиться в своих догадках и уже намеренно приводил пса, либо наоборот не допускал его. В итоге после того, как его теория подтвердилась, он стал пробовать проводить приемы, используя при этом собаку, позволяя пациенту контактировать с ней, что провоцировало зарождение доверительных отношений между доктором и пациентом.

В дальнейшем он стал делиться накопленным опытом с другими психотерапевтам и врачами, которые занимались лечениями и реабилитацией психических аномалий и заболеваний нервной системы.

На сегодняшний день у анемалотерапии три основных направления. Первое направление , это иппотерапия – занятия с лошадьми, катание, уход и прочие действия. Второе направление – это канистерапия, лечение через общение с собаками, тут все очевидно, собака – друг человека. И третье – это общение с дельфинами. Как показала историческая практика из всех доступных животных эти представители фауны оказывают наиболее положительный эффект на человека и способны к безагрессивному контакту. Данные направления не являются взаимозаменяемыми. Поскольку характер общения и коммуникации представляются собой абсолютно разных животных с разными принципами и условиями общения и поведения.

***

Основоположником терапии с дельфинами является опять-таки американский психолог Дэвид Натонсон, он первый стал проводить психокоррекционные сеансы с участием дельфинов. Он работал с группой детей, у которых был синдром Дауна. Изначально он использовал общение с дельфинами в качестве мотивационного подкрепления. Результаты по окончанию курса были ошеломляющими по сравнению с группой, которая осталась при терапии со старыми мотиваторами. Таким образом, Натонсон, решил подключить специалистов других областей и привлечь детей с иными патологиями, в итоге проведенные курсы общения с дельфинами, также имели очень хорошие показатели. В СНГ реабилитацию с дельфинами начала доктор Наталья Лукина более 20 лет назад, основываясь на работы Натонсона  в Севастополе, в военном океанариуме. В последующем распространилось на всю остальную Россию и ближние страны.

Стоит различать оздоровительную терапию от просто плавания в обществе дельфинов, если говорить о разнице, то ключевым моментом будет специалист, с который работает с ребенком. То есть терапия подразумевает комплексную работу инструктора-дрессировщика, терапевта психолога и прочих специалистов в зависимости от ситуации и характера патологии ребенка. Дельфины, участвующие в лечебной терапии тоже имеют специальные навыки, в отличие от, скажем так, дельфинов-шоуменов.

***

Отличия терапии с дельфинами от остальных направлений в анималотерапии

В первую очередь, дельфинов отличает определенное свойственное только этому виду животных игровое поведение, что очень напоминает поведение человеческих детей, то есть, поведенческие манеры имеют схожие действия и цели. Они осуществляют контакт с окружающими через провокацию отклика задором.

Но, пожалуй, самым главным и важным отличием служит метод ультразвукового воздействия на организм человека, который ощущается физически при нахождении в воде с дельфинами.

Удивителен тот факт, что Дельфины пользуются, как звуковым общением, так и эхолокационным. Научные исследования дельфинов, выявили, что дельфины применяют звуковой язык только для того чтобы познакомиться и произносить имена друг друга. То есть, когда стая дельфинов встречают незнакомых особей, то первым их контактом служит свист, который является информативным, и может значить примерно, следующее: «Привет, мы стая дельфинов-афалинов, плывем на юг, присоединяйтесь к нам, мы вам не причиним вреда», на что незнакомцы просвистывают им ответ. Исследования показали, что «язык» дельфинов имеет ряд информативных звуков – чмокание, свист, визг, щебет, жужжание и прочие звуковые импульсы, составляющие их язык. А далее, после их воссоединения они переходят на «тишину», то есть, общение происходит через ультразвук. Такие исследовательские наблюдения, дают понять нам, что дельфин уникален по своей природе, что ставит его во главу всей остальной фауны для человека.

Возвращаясь к ультразвуку, который тоже может считаться уникальным по своим свойствам, поскольку строение органа, которым дельфин пользуется, чтобы его создавать, невозможно сконструировать технически. 

Пользуясь своим органом, дельфины могут направлено излучать ультразвуковые частоты. Специальные научные исследования, проведенные в Америке и в Украине, в военном океанариуме Севастополя доказали, что воздействие ультразвука положительно сказывается на физическом здоровье человека.

***

Таким образом, курс оздоровительной терапии с дельфинами составляет от 5 до 10 процедур длительность 25 минут. В зависимости от детской патологии подбираются определенные методики, но, как правило, первые занятия всегда проходят сложно, поскольку, все-таки, это необычная среда для человека, и часто дети реагируют, проявляя опасения и испуг при первых контактах с дельфинами.

Но, исходя из практического опыта психологов-дельфинотерапевтов, взаимоотношения детей с дельфинами налаживаются и укрепляются уже к третьему занятию, и терапия начинает приносить свои плоды.

Принимая все особенности коммуникации, как первичной, так и последующей методики имеют свои определенные характеристики, которые включают в себя не только работу, нацеленную на техническое осуществление процесса терапии, но также и работу с родителями. Первым этапом терапии всегда бывает адаптация, поскольку, как мы и описывали выше, первый контакт является относительно стрессовым для детей, что не может быть проигнорировано родителями.

***

Структуру первого сеанса можно разделить на подготовку к знакомству, непосредственно знакомство с дельфинами, установку контакта, затем углубление контакта. После завершения вводного этапа идет игровая часть, водная часть и плавное завершение сеанса. В некоторых случая, когда патология подразумевает аутические черты или непосредственно сам аутизм, такая структура сохраняется до исчезновения признаков беспокойства при начале сеанса.

В течение всего курса, помимо технического воздействия всегда ведется работа с психологической составляющей, то есть, ребенок контактирует с постоянным тренером терапевтом и конкретным дельфином, тем самым, создается дружба между ними.

До первого, непосредственного телесного контакта с близкого расстояния с дельфином, ребенок проходит психологический курс привыкания в игровой форме, например, перекатывания мячей или колец с дальнего расстояния.

Далее, по структуре идет первые непосредственные контакты, до погружения в бассейн, это ролевые программы игрового характера, нацеленные на снятия чувства страха перед животным.

Все остальные этапы разделяются методиками, которые обусловлены поставленными задачами, например, социализация детей с аутизмом, развитие мышечной активности у детей с ДЦП и прочие. Как мы уже замечали, весь курс терапии сопровождается психологическим контролем и воздействием, в каждом случае индивидуально.

***

Стоит понимать, что некоторые методики, не включают погружение в воду ребенка в течение нескольких первых занятий, это продиктовано индивидуальными особенностями, как патологий, так и личностей детей. Иногда, у детей с аутизмом может вызвать сильный стресс нахождение в большой емкости с большим объемом воды, где не ощущается дна и могут возникнуть прочие естественные страхи, не относящиеся к присутствию дельфинов. Такая ситуация, может сильно навредить, и спровоцировать обратную реакцию, ребенок уйдет в себя и закроется от окружающего мира, поэтому желание родителей, чтобы ребенок поплавал с дельфинами, иногда может быть не уместным.

Учитывая все выше описанное, терапия с дельфинами придает большое значение адаптации ребенка к среде и объекту общения. Но, и результат, который может быть достигнутым, заставляет развиваться данный метод реабилитации в целом.

После полной адаптации ребенка, инструктора, психологи и терапевты снижают ощущения своего присутствия для него, чтобы дети должны были проявлять инициативу для продолжения взаимоотношений с дельфином, тем самым провоцируя все необходимые действия для полноценной реабилитации.

Коммуникация с дельфинами нацелена на повышение социализации детей, к психологической и физической стимуляции через положительные эмоции и провокацию появления желания у детей с патологиями, которые нарушают психическое развитие и физические возможности.

***

Общение со столь умными и дружелюбными животными приносит невероятные положительные эмоции, даже взрослые люди используют терапию с дельфинами для улучшения психического и физического состояния. Но мы должны сказать, что анималотерапия, не может заменить полноценного лечения и всегда является частью комплекса реабилитационного процесса, в качестве восстановления или урегулирования каких-либо нарушений в естественных природных процессах.

Новости

Почему остеопатия, это лучший вид лечения от патологий, последствий родовых травм, травм полученных в первые годы жизни и прочих заболеваний для детей? Читайте ответы в этой статье.

Детская остеопатия – это мягкий и щадящий метод восстановления естественного строения организма, устранение первопричин повлекших к патологиям и всякого рода болезням, путем манипуляционных остеопатических воздействий. 

Дельфины оказывают физическое и психологическое лечение на детей с отставанием в развитии и прочих сопутствующих патологиях, поражающих мозг и нервную систему, а также для взрослых со схожими ситуациями и перенесенными критическими стрессами.

Такое определение нам дают интернет источники провайдеров дельфинотерапии. Но действительно ли дельфины могут лечить человека?

Поделиться

Поделиться

Яндекс.Метрика