Казахстан, г. Алматы
Карасай батыра 71,
уг. Наурызбай батыра
ПН-СБ: 10:00-19:00
8727 327-36-22

Алалия

Алалия. Результативное лечение по особым методикам, полное восстановление речи и интеллектуальных способностей.

Алалия – причина молчания или не разговорчивости вашего ребенка. Если вы заметили, что Ваш ребенок не разговаривает или лепечет понятные только ему слова, но при этом хорошо слышит и понимает вас. Или ваш ребенок слышит все кроме речи и почти всегда молчит. Эта статья содержит важную информацию и описывает все вариации и симптоматики болезни, а также диагностику и лечение.

Описание

Данная патология имеет длительную историю изучения, поэтому мы можем рассказать подробно обо всех видах проявления, протекания, осложнениях, а также о методах эффективного лечения этого заболевания.

Обнадеживает факт, что самым сложным в протекании этой патологии является ее диагностирование на раннем этапе, поскольку симптомами является полное частичное или отсутствие речи у ребенка притом, что его интеллектуальные способности чаще всего не пострадали. Но есть несколько характерных явлений, по которым вы сможете заподозрить неладное. К подробному описанию симптомов мы еще вернемся.

Таким образом, алалия – это патология, выраженная частичным или полным отсутствием речи. Характеризуется как невралгическое заболевание с нарушениями слуха и мозговой деятельности.

Классификация

Различают два основных вида и один смежный, который имеет полный симптомокомплекс.

Экспрессивная или моторная алалия:

Поражен мозг в задней части нижней лобной извилины, это область коркового отдела речедвигательного анализатора, который в свою очередь расположен в непосредственной близости с зонами и анализаторами, которые отвечают за движение мускул участвующих в процессе воспроизведения речи или пения.

В свою очередь есть два типа моторной алалии – афферентная, при которой нарушается направленность нервного возбуждения нейронов от мозга к периферии, это обуславливается несоответствием мимики и артикуляции при речи в силу отсутствия тактильных ощущений. При ней поражен участок в нижних теменных отделах левого полушария. А также, эфферентная моторная алалия, при которой поражение произошло на участке Брока, он также называется участком задней трети нижней лобной извилины через что проявляется несоответствие или отсутствие мимики и артикуляции по отношению к речи.

В этом случае, ребенок не способен говорить сам, но понимает и слышит речь других.

Импрессивная или сенсорная алалия:

Мозг поражен в височной области левого полушария, где страдает корковый конец слухоречевого анализатора в центре Вернике. При такой ситуации нарушается синтез звуков речи, ребенок не может точно и верно распознать речь человека, притом, что слух не поврежден. Третья смешанная форма бывает с преобладанием либо сенсорной, либо моторной алалии.

Причины

Причины вызывающие данное заболевание поражают мозг еще внутриутробно, а также на первых годах жизни ребенка, примерно до 3 лет.

Диагностика

Основную диагностику проводят невропатологи и логопеды. В первую очередь невропатолог выявляет невралгическую настроенность, при первых симптомах дефектов речи, о которых мы еще расскажем ниже, тем самым определяя нарушения в интеллектуальном развитии ребенка, далее логопед устанавливает степень дисфункции и нарушения в речевом аппарате ребенка.

К аппаратной диагностике относится прохождения процедур ЭЭГ, МРТ, КТ и прочих анализов связанных с лабораторными исследованиями.

Лечение же проводят комплексно, и не ограничивается посещением выше перечисленных специалистов, поскольку устранение причин возникновения заболевания, ее лечение включает в себя дополнительных специалистов иной профильной сферы. Подробнее об этом опишем ниже.

Симптомы

По нашему мнению, мы подошли к самому сложному моменту в данной патологии. Поскольку болезнь имеет разную квалификацию, из которой мы уже поняли, что она может протекать очень разнообразно, эти факты говорят нам, что и симптоматика может иметь значительно широкий спектр своих проявлений. Исходная и критическая точка симптомокомплекса стартует с незначительных нарушений, когда ребенок говорит, но использует ограниченное количество слов, и финиширует полным отсутствием речи и понимания ее, вплоть до 12 летнего возраста.

Начнем по порядку, при сенсорной алалии, ребенок не слышит, не распознает речь, но все же пытается говорить сам, путая слова, буквы и общее произношение. Часто мы воспринимаем это как детский лепет, к сожалению это форма нередко сопровождается отставанием в развитии, а также бывают случаи с олигофренией. При этой форме относительно легко распознать болезнь на относительно ранних стадиях. Если говорить о том, как возможно заподозрить у ребенка отклонения, то вам стоит обратить внимание на то, что ребенок с рождения и до момента, когда он уже должен начинать воспроизводить возрастное гуление или лепет, он по-прежнему сохраняет молчание.

Слух у ребенка сохранен, а вот что касается посторонней речи, ребенок не может ее понимать, хотя собственная речь бывает вполне активной, но как мы и писали выше, они не могут произносить слова и фразы правильно, часто делают ошибки, интонации не соблюдаются и бывают абсолютно не приминимы к произносимым словам и смысловому посылу. Дети часто осознано повторяют слова или отрывки фраз, которые уловили, произносят слова, концовка которых не соответствует им, например, вместо карандаш – карабук и так далее. Могут говорить не законченными словами. Такой расклад дел вполне устраивает таких детей, оставаться эмоционально спокойными им помогает общение жестами и мимикой. В таком случае, взрослые оказывают «медвежью услугу», применая такое поведение как норму, и не провоцируют ребенка тренировать речь. Почти всегда в этой ситуации у ребенка наблюдается гиперакузия, когда ребенок подвержен повышенной восприимчивости к разным звукам.

В зависимости от ситуации, сенсорная алилия позволяет детям понимать некоторые фразы если они имеют особую частоту применения и были со времением освоены в понимании, но при перемене построения предложения, интонации или словосочетании понимание теряется. Но бывают случаи, когда понимание речи окружающих бывает абсолютно не доступным, при сохранении интеллекта, детям в такой ситуации помогает навыки чтения по «по губам».

Сложности даже при самой легкой форме сенсорной алелии бывают практически у всех страдающих этим недугом со словами-паронимами, легко догадаться, что например, такие слова как «мудрить» и «мудреть» могут вызвать замешательство даже у здоровых детей с первого раза.

Если говорить доступно, то из-за отсутствия возможности верно понимать и воспринимать окружающую речь, а также верно донести смысл желаемого до других, провоцирует задержку в развитии, глубокое нарушение личности, формируется определенный характер, который часто проявляется повышенной психической не устойчивостью, гиперактивностью или же наоборот замкнутостью. Все по тем же причинам неустойчивости слухового воспрятия страдает память, что мешает ребенку в концентрации внимания, отраженной в неусидчивости.   

Перейдем к симптомокомплексу моторной алалии, он значительно обширнее и имеет свои определенные тонкости. Здесь мы можем наблюдать и неврологические, и психические, и речевые проявления, и конечно, они непосредственно связаны между собой. Неврологические отклонения проявляются физиологически через отсутствие координации, через неловкость движений, что затрудняет некоторые навыки по самообслуживанию и некоторым мелким моторным действиям. Например, ребенок не может застегивать пуговицы, зашнуровываться, собирать мелкие пазлы и детали игрушек.

Что касается речевых отклонений, то восприятие речи окружающих не страдает и относительно соответствует норме, а вот построение собственной речи может иметь грубые отклонения или совсем отсутствовать. Стандартные этапы построения речи происходят с задержкой, то есть гуление, лепет, слова и построение диалога формируются относительно поздно и при этом сами речевые реакции значительно снижены.

При афферентной моторной алалии, нет проблем, таких как характеризует дизартрия, то есть мышцы полости рта, губы дыхательные процессы, действующие при произношении слов или букв, не нарушены. Но воспроизведение звуков, все же, нарушается, часто это проявляется через замещение схожих букв, из-за чего меняется и смысл. Например, ребенок хочет сказать «кот», а произносит «лот».

Эфферентная моторная алалия часто вызывает заикание, поскольку нарушается формирование артикуляционных органов, и ребенок не в состоянии воспроизвести ряд таких движений из-за чего и происходит сбой и искажение слоговой структуры самого слова.

На фоне всех перечисленных симптомов, данный недуг провоцирует плохую память, в частности слухоречевую, нарушение концентрации внимания, эмоциональную нестабильность. Такие дети часто быстро устают, бывают как гиперактивными, расторможенными, так и наоборот очень замкнутыми, тихими, малоподвижными и имеют низкую работоспособность. При отсутствии должного внимания, общения и тренировок у детей затормаживается интеллектуальное развитие.

К общим симптомам относятся такие проявления патологий как, ограниченный словарный запас, который включает в себя лишь слова обихода. Ребенок не может правильно и последовательно изложить события, в основном ребенок использует существительные в именительном падеже.

Лечение

Чтобы определить алалию, прежде всего необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок захотел говорить. То, что ребенок не говорит, это вовсе не значит, что ему просто не хочется или «подрастет, сам заговорит», и ни в коем случае, это не может быть ленью. Какого говорящего ребёнка, можно заставить молчать? Если он умеет говорить, он будет разговаривать, а пока у ребенка нет такой функции, чтобы он смог правильно что-то произнести, правильно до вас донести, значит надо с ним обязательно разговаривать.

Определенно будет полезно поделиться экспертным мнением, Мырзалиев Сырым Куанышевич, остеопат, детский реабилитолог и невропотолог:

«Алалия  это стойкое и специфическое недоразвитие речи. При нормативном развитии, у ребенка к году уже должно быть пять, шесть слов в его арсенале, и он уже может построить фразу, которая будет состоять из двух лепетных слов, это норма. В полтора года у ребенка уже объем слов достигает семи, десяти слов  и он тоже может построить фразу. Фразы могут быть неправильные, это не страшно звукопроизношения у ребенка еще может быть нарушено. У ребенка, у которого не формируется речь в принципе  будут похожие звуки, то есть в маленьком возрасте нет  резкой разницы между патологией и нормой, это начинает проявляться, где-то после трех лет. Если у ребенка к трем годам нет зачатков речи, то он не может строить фразы. Значит, у него нет такой функции, чтобы он смог что-то произнести правильно. А это значит, что надо с ним обязательно разговаривать.  С чего начинается гуление? Начнте учить ребенка, с начала произносятся гласные звуки, а потом переходят на лепет, далее нужно добавляют согласные звуки и, таким образом, будут получаться слоги и,  показывая по картинкам нужно работать с ребенком. Например, на картинке, где ушко болит нужно говорить: «а-а-а, зубик заболел, о-о-о, паровоз уехал, ту-ту-ту». То есть сначала надо работать над гласными, а потом постепенно добавлять те легкие согласные звуки, которые всегда есть: «П-П-П, Б-Б-Б».  Как только они появились, добавляйте туда гласные звуки, например: «Па-Па-Па», учите ребенка чтобы он повторял вот эти слоги. Если ребенок произносит, например, два слога - например «па-па», далее уже совершенно спокойно сможет произносить слова, такие как «рука», «вода», «нога».  Также надо  показывать ему свою артикуляцию, пока он не увидит ваши артикуляции, пока он не привыкнет к этому, пока у него не возникнет момент имитации - он не будет с вами разговаривать. Например, если будет телевизор включен целыми днями, будет идти какая-то передача, даже детская развивающая, он все равно не научится говорить. Он должен видеть артикуляционный аппарат окружающих. Что происходит при алалии? В левом полушарии нашего мозга существуют области Вернике и область Брока, которые тесно взаимодействует между собой, и отвечают за понимание информации за воспроизведение речи. Если по тем или иным причинам нарушается их работа и взаимодействие, то у ребенка проявляется отсутствие или недоразвитие речи.

Отчечая на вопрос - как себя проявляет алалия. Ребенок никак не говорит, у него в арсенале только первые зачатки слов, он может сказать «Мама», может сказать Ма, Ба, Па, дай, ам - такие вот слова, а может быть еще какие-то, но всё же, этих слов недостаточно, и ребенок будет компенсировать дефицит жестовой речью. Таким образом, в 4 года после диагностического обследования выставляется диагноз – алалия».

Как мы уже упоминали, что лечение данной патологии, это комплексный подход различных профильных специалистов. В нашей клинике разработаны специальные методики, которые излечение данного заболевания делают успешным процессом. Команда высококвалифицированных специалистов, выбирают индивидуальный подход при каждом случае, а также методы, этапность и интенсивность выбирается согласно личным показаниям пациента.

Самое важное в лечении алалии, это устранение ее первопричины, без этого патология будет либо прогрессировать, либо давать рецидивы. Любое лечение или коррекция не будет иметь смысла и лишь усложнять жизнь ребенка.

Коррекцию стоит начинать только после устранения причины возникновения. Лечение должно проходить по общим направлениям, как и психическая коррекция, так и речевая, включая моторику. Параллельно с медикаментозной и физиотерапией, которая нацелена на формирование и созревание мозговых структур, необходимо направленное лечение на коррекцию интеллектуальных и речевых способностей.

Особые комплексные методики доктора Мырзалива С.К. направлены на работу с первопричинами и в дальнейшем на корректировку и реабилитацию. Высокая результативность отражена в количестве положительных отзывов, которые вы можете найти на сайте клиники.    

Новости

Как лечить нервные тики у детей?

Нервным тиком принято называть непроизвольные сокращения мышц (гиперкинез), как правило, это незначительное подергивание (лица, рук, ног, плеч, шеи).  Наблюдая данное явление, встревожится любой заботливый родитель. Для того, чтобы иметь представление о том, нужно ли это лечить и тик ли это вообще, нужно знать причины и природу этого. 

Как лечить вегето-сосудистую дистонию?

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – патологическое состояние, происходящее в одном из отделов нервной системы, который отвечает за регулирование функциональности внутренних органов, эндокринной системы, лимфатических и кровеносных сосудов. Этот отдел называется – вегетативная нервная система, она имеет большое значение в поддержании постоянства внутренней среды на оптимальном уровне в организме. Когда нарушается этот баланс, внутренние органы нарушают свою функциональную деятельность. ВДС заболевание не редкое, диагностируется  у порядка сорока процентов населения планы (взрослого).

Поделиться

Поделиться

Яндекс.Метрика